Успех японских корпораций в их борьбе с конкурентами не пришел сам собой, он был подготовлен суммой факторов — от самых рядовых (например, японцы работают на 40 дней в году больше, чем федеральные немцы) до стратегических. Оставляя свой административный пост шефа концерна, Соихоро Хонда рассказал: Заместитель президента и я за последние десять лет не подписывали бумаг и не участвовали в каких-либо заседаниях менеджеров. Вместо этого мы делали то, что и подобает президентам: старались верно оценить тенденции на будущее. Это наша работа. Текущие дела были перепоручены ответственным людям. Достижения японцев тем более значительны, если учесть, что в своей экспортной работе они не только смогли перестроиться на чуждый для них европейский образ мышления, но и дают в этом фору местным фирмам. Если правильно, что поездки учат, как о том говорит немецкая пословица, то японцы не перестают учиться у иностранцев. Численность деловых эмиссаров из Страны восходящего солнца в Западной Европе намного превышает принимаемых ею европейских гостей. Ежегодно переводится на японский язык до пяти тысяч иностранных книг. Что касается отношения японцев к федеральным немцам, то они отмечают их чрезвычайный индивидуализм, помноженный на ярко выраженный формализм. Тот факт, что по валовому продукту Япония обошла Германию и теснит ее в международной конкуренции, окрыляет японцев, и иногда даже может показаться, что они списали со счетов западногерманскую экономику как конкурента. Если это так, самих японцев ждет серьезный промах.
|