Удары по своим позициям западногерманские фирмы ощущают как на внутреннем, так и на мировом рынке. В Германии беспокоятся, как бы их цветные телевизоры и видеомагнитофоны не разделили ту же участь, что фотоаппараты и магнитофоны. Вначале мы смеялись над японцами — их фотокамеры и магнитофоны были неуклюжей имитацией нашего производства. Но вскоре нам стало не до смеха, — говорят сегодня западногерманские предприниматели. Смеялись не только они. Руководитель концерна Сумитомо электрик индастриз Исаму Сакамото имеет обыкновение рассказывать об одном случае, свидетелем которого ему довелось быть. В 1944 году на американские экраны вышел фильм о пиратах, где главный герой рубит саблей направо и налево. Вдруг она ломается. Он хватается за пистолет — осечка. Сделано в Японии — под хохот зрителей показывается надпись на оружии. Я видел этот фильм спустя четыре десятилетия, но описанной сцены уже не было. Ее вырезали из ленты, ныне она может вызвать лишь недоумение. В прежние времена мечтой предпринимателя было стать поставщиком двора Его Величества, хофлиферантом. Мечта частенько исполнялась — их величеств в Германии было много из-за большой раздробленности страда. Это слово еще и сейчас можно встретить в самоописаниях фирм. Ныне критерии другие. Изделия нашей компании покупают сами японцы, — говорит западногерманский промышленник, как будто бросая на стол козырного туза.
|